Цикл развития папоротника 7 класс

Цикл развития папоротника 7 класс

38. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов и структур папоротника, обозначенных цифрами.

3. молодые побеги

39. Чем внешнее строение папоротника отличается от строения хвощей и плаунов?

У папоротников развитые листья — вайи, на нижней стороне которых спорагании, мощное корневище. У хвощей и плаунов спороносные побеги с "колосками". Развитых рассеченных листьев и корневищ нет, тонкие подземные.

40. Изучите таблицу "Папоротниковидные. Жизненный цикл щитовника мужского". Опишите цикл развития папоротника. Стрелками покажите на схеме последовательность этапов развития.

На нижней поверхности листа развиваются спорагании со спорами, которые в благоприятных условиях прорастают и формируют заросток. Из заростка развивается гаметофит ( чаще обоеполый), у взрослого растения вырабатываются гаметы. Оплодотворение происходит в воде. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заростк отмирает и зародыш развивается в спорофит.

Сегодня мы рассмотрим строение папоротника, цикл его развития и поговорим о разнообразии отдела папоротникообразных. Чтобы детально разобраться в жизненном цикле папоротника, необходимо вспомнить строение его основных органов.

Подземная часть папоротника представлена корневищем. От корневища отходят корни. Надземные части представлены особыми листьями. Надо сказать, что у этого растения не совсем привычные нам листья. От обычных листьев всех растений, которые мы можем увидеть за окном, тех растений, которые являются цветковыми, листья папоротника отличаются некоторыми существенными деталями:

  1. У папоротника лист растет неограниченное время.
  2. На нижней стороне листьев располагаются споры в мешочках спорангиях.

На привычных нам листьях, например, у тополя, у клена, у каких-нибудь травянистых растений вроде подорожника, у всех цветковых растений, мы никогда никаких спорангий со спорами на нижней части листьев не увидим. Поэтому перед нами, как справедливо полагают ученые, не совсем листья. Перед нами особые образования, которые являются чем-то средним между веткой и листом. Папоротники — древние растения. У них эти части ещё не такие совершенные, как у привычных нам цветковых растений.

Листья папоротника называются вайи, именно потому они и получили особое название, что они не совсем такие же листья, как у цветковых растений. С нижней части вайи и располагаются спорангии со спорами. Эти спорангии выглядят, как своеобразная небольшая люстра. Шарики со спорами на тонких ножках действительно выглядят похожими на потолочный светильник.

Кроме того, для защиты служит особый вырост, который на всякий случай, как зонтик, закрывает этот пучок спорангиев. Пучок спорангиев называется сорус, а вырост в виде зонтика, который защищает сорус — пучок спорангиев — называется индузия. Если мы видим спорангии, значит, в чередовании поколений перед нами бесполое поколение — спорофит. У гаметофитов (полового поколения) мы никаких спорангиев бы не увидели.

Пора перейти к циклу развития папоротника

Основные стадии развития папоротника

Из спорангиев, когда в них созревают споры, они начинают вылетать. Сами спорангии удивительно приспособлены для этого. Когда споры в них уже созрели, спорангии особым образом трескаются, а часто, даже ещё и выворачиваются наружу. Споры от этого высыпаются и летят по ветру. Споры очень лёгкие и по воздуху они могут, как пыль, улететь на значительное расстояние от папоротника, от той вайи, где они образовались.

Из спор, когда они падают на влажную почву, начинает образовываться следующее поколение. Вспомним, по чередованию, из спор должно вырасти половое поколение. Оно совершенно не похоже на бесполое. Помните комплимент, которым старуха Шапокляк одарила крокодила Гену? Она сказала: «Это хорошо, что вы зеленый и плоский». Вот так можно охарактеризовать и половое поколение папоротника — крохотная зелёная пластинка примерно с ноготок размером, немножко похожа на сердечко.

Главное, что есть у этого маленького, плоского, зелёного сердечка, находится не с верхней стороны, а с нижней. От нижней стороны гаметофита — этого зелёного плоского сердечка — отходят тонкие ниточки. Это не корни — это ризоиды, те самые ризоиды, о которых можно услышать у водорослей или мохообразных. У гаметофита (полового поколения папоротников), настоящих корней нет. Он прикрепляется к почве ризоидами — теми же органами прикрепления, что были у древних растений — его предков.

Увидим мы здесь и более важные части, например, небольшие мешочки, в которых должны созревать яйцеклетки, ведь перед нами половое поколение. Мы должны найти, где здесь образуются половые клетки. Итак, яйцеклетки созревают недалеко от выреза, который делает нашу пластинку похожей на сердечко. Рядом, но ближе краешку, располагаются другие мешочки. В этих мешочках, которые идут по краю, созревают сперматозоиды. И вот здесь, понятно почему, у гаметофита такое строение и почему он такой плоский.

Читайте также:  Роял канин для кошек какой класс

После дождя вода затекает под тонкую пластинку и некоторое время там остаётся. Образуется влажная среда, в которой сперматозоиды из своих мешочков переплывают к яйцеклеткам. Итак, перед нами гаметофит. Этот гаметофит — обоеполый, то есть он гермафродитный, и под ним образуется влажная среда, в которой по этой водяной плёночке переплывает сперматозоид к яйцеклетке. Это означает, что происходит оплодотворение и там, где только что были яйцеклетки, уже образуются зиготы, то есть, оплодотворённые яйцеклетки, первые клетки нового будущего организма.

Заключение

  • Из зиготы, в чередовании поколений, всегда вырастает спорофит — новое бесполое поколение. Вот и замкнулся жизненный цикл папоротника. После оплодотворения из зиготы мы снова можем перейти к крупному папоротнику — к бесполому поколению, с которого мы и начинали.
  • Заметим, что у мохообразных, долгоживущим и относительно крупным, является половое поколение — гаметофит, а спорофит мохообразных — маленький и паразитирует на гаметофите. У папоротникообразных всё наоборот: крупным и долгоживущим является бесполое поколение. А половое поколение папоротникообразных — крохотное, маленькое и достаточно быстро отмирает.
  • Можно сказать, что папоротникообразные в развитии поколений, в отличие от мхов, сделали ставку на бесполое поколение. Именно оно, как говорят учёные, доминирующее, господствующее, то есть, долгоживущее и долго не отмирает. А половое поколение живёт очень короткой жизнью и, можно даже сказать, нужно только для того, чтобы провести оплодотворение.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Выбранный для просмотра документ Строение и размножение папоротников.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙИСПОЛКОМА ГУО “Дубровский ясли-сад – средняя школа” Строение и размножение папоротников Разработала: учитель биологии Тарасенко Татьяна Святославовна

Цель: Знать: определение понятий: “ваи”, “сорусы”, “заросток”; строение папоротника; цикл развития папоротника. Уметь: формулировать главные понятия; описывать строение папоротника; объяснять цикл развития папоротника; сравнивать папоротники, плауны и хвощи между собой, находить черты сходства и отличия.

Иван Купала а Существует легенда про цветок папоротника. Волшебный цветок папоротника распускается только один раз в год — в ночь на праздник Ивана Купала. Равно в полночь из листвы папоротника начинает подниматься почка, все выше и выше, затем из ее появляется ярко-огненный цветок, настолько яркий, что простому смертному на его невозможно смотреть. Затем невидимая рука срывает магический цветок. Когда же человеку посчастливиться отыскать цветок папоротника и сорвать его, то он приобретет власть над всеми. Также цветок папоротника помогает открывать землю и делает видимыми все сокрытые в ней клады. Почему же никому так и не посчастливилось отыскать цветок папоротника?

Представители папоротниковидных Орляк обыкновенный Страусник обыкновенный Щитовник мужской Сальвиния плавающая Адиантум Платицериум оленерогий

Строение щитовника мужского 1 – листья (ваи) 2 – корневище 3 – придаточные корни 1 2 3

Ткани папоротников Покровная (эпидермис) Проводящая (ксилема и флоэма) Образовательная Основная (фотосинтезирующая)

Сорусы – группа спорангиев Заросток – половое паколение папоротников (гаметофит)

Цикл развития папоротника 2 1 3 4 5 7 6 8

Цикл развития папоротника 1 – взрослое растение 2 – лист с сорусами 3 – группа спорангиев 4 – спорангий со спелыми спорами 5 – проростание споры 6 – двухполый заросток (гаметофит) 7 – слияние яйцеклетки и спермотозоида и образование зиготы 8 – развитие молодого растения Вывод: в цикле развития папоротников преобладает спорофит над гаметофитом

Вопрос: Почему же никому так и не посчастливилось отыскать цветок папоротника?

Цель: Знать: определение понятий: “ваи”, “сорусы”, “заросток”; строение папоротника; цикл развития папоротника. Уметь: формулировать главные понятия; описывать строение папоротника; объяснять цикл развития папоротника; сравнивать папоротники, плауны и хвощи между собой, находить черты сходства и отличия.

Готовимся к экзаменам и ЦТ Часть А 1 – Б 2 – Г 3 – Г 4 – А 5 – А 6 – Г 7 – Г 8 – Б Часть Б 1В 2А 3Б

Читайте также:  Заливная капуста быстрого приготовления

Интересная информация Древовидный папоротник Стволы древовидного папоротника служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу

Щитовник мужской Некоторые виды папоротников ядовиты. Наиболее токсичными являются представители рода Щитовник. Несмотря на это экстракты из папоротника обладают антигельминтным действием и используются в медицине

Азолла Азолла находится в симбиозе с синей водорослью рода Anabaena azollae, которая может связывать атмосферный азот. Благодаря этому качеству Aзолла используется в качества удобрений на рисовых полях. К тому же водный папоротник обладает большой калорийностью и потому служит кормом для крупной рогатой скотины и рыбы. В некоторых регионах Aзоллу высаживают для борьбы с комарами и москитами. В Индии водный папоротник употребляют в пищу в жареном виде, а в Африке он иногда входит в состав мыла. В Новой Зеландии Aзолла используется как лечебное средство от ангины

Спасибо за работу

Выбранный для просмотра документ Тема.docx

Тема: Строение и размножение папоротников

Цель : сформировать знания о строении и размножении папоротников на примере щитовника мужского.

определить среду и место существования папоротников;

познакомиться со строением и циклом развития папоротников;

найти основные черты сходства и отличия между плаунами, хвощами и папоротниками;

расширить знания учащихся о разнообразии папоротниковидных через дополнительную информацию;

продолжить развитие практических умений работы с учебником и рисунками, а также таких операций как анализ, сравнение, вывод;

воспитывать у учащихся культуру биологической речи, уважительные отношения друг к другу во время работы.

понятия “ваи”, “сорусы”, “заросток”;

строение и цикл развития папоротников на примере щитовника мужского;

формулировать главные понятия;

описывать строение папоротника;

объяснять цикл развития папоротника;

сравнивать папоротники, плауны, хвощи между собой, находить черты сходства и различия.

Оборудование : мультимедийный проектор, доска, презентация “Строение и размножение папоротников”.

1. Организационный момент

Приветствие учеников. Настраивание на урок.

Добрый день, уважаемые друзья. Я рада вновь встретиться с вами и надеюсь, что сегодня мы будем работать также плодотворно как и на предыдущих уроках, чтобы эта работа принесла удовольствие всем нам.

2. Проверка домашнего задания

Какие вегетативные органы есть у плаунов и хвощей?

Какое поколение преобладает в жизненном цикле плаунов и хвощей?

В чём сходство плаунов (дерезы) и мхов? Чем они отличаются?

В чём сходство гаметофитов хвощей и дерезы? В чём их отличие?

Какие условия необходимы дерезе и хвощам, чтобы произошло оплодотворение и образовалась зигота?

3. Актуализация и целепологание

Учитель вместе с учениками определяет цель урока. (слайд 1, 2)

Знакомство с легендой про цветок папоротника (слайд 3)

Проблемный вопрос урока: “Почему же никому так и не посчастливилось отыскать цветок папоротника?”

4. Изучение новой темы

1. Среда и место существования папоротников. Представители папоротниковидных (беседа с классом, запись в тетрадь)

Учитель обращается к ученикам с вопросом: “Где они наиболее часто могли встретить папоротники?”. Ученики отвечают, что наиболее часто их можно встретить в лесу, на болоте.

Затем учитель предлагает ученикам познакомиться с представителями отдела Папоротниковидные (слайд 4)

Вместе с учениками делается вывод, что папоротниковидные наиболее часто встречаются во влажных местах.

2. Строение щитовника мужского (слайд 5) (работа с учебником с. 128 – 129, запись в тетрадь)

Вопросы к ученикам:

Назовите структурные части папоротника (слайд 5)

Дайте определение понятию “ваи”

Что представляет собой корневище?

Какие типы тканей характерны для папоротников? Приведите пример (слайд 6)

3. Размножение и развитие щитовника мужского (работа с учебником с. 129 – 130, запись в тетрадь)

Вопросы к ученикам:

Дайте определение понятиям “сорусы”, “заросток” (слайд 7)

Используя схему цикла развития папоротника (слайд 8) , определите, что обозначают цифры (слайд 9)

Какие условия необходимы папоротникам, чтобы произошло оплодотворение?

Сделайте вывод: какое поколение преобладает в цикле развития папоротников?

5. Обобщение и систематизация

Учитель возвращается к проблемному вопросу: “Почему же никому так и не посчастливилось отыскать цветок папоротника?” (слайд 10)

Ученики отвечают, что папоротники размножаются спорами и не образуют цветок. Затем учитель просит учеников вновь вернуться к цели, которую они поставили перед собой в начале урока и сделать самоанализ полученных знаний и умений. (слайд 11)

Читайте также:  Как состарить стеклянную бутылку

6. Закрепление с одновременным контролем

Учитель предлагает учащимся выполнить тест (самостоятельная работа с тестовыми заданиями)

Тестовые задания по теме “Строение и размножение папоротников”

Часть А. В каждом предложенном вопросе выберите только один правильный ответ (за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Отдел Папоротниковидные относится к …

А) низшим растениям

Б) высшим споровым

В) семенным растениям

Г) водным растениям

2. К папоротникам не относится …

А) щитовник мужской

Б) сальвиния плавающая

В) орляк обыкновенный

3. Листья папоротника выполняют функцию …

А) фотосинтеза и вегетативного размножения

Б) вегетативного размножения и спорообразования

В) вегетативного размножения и гаметообразования

Г) фотосинтеза и спорообразования

4. Гаметофитом папоротника является …

В) взрослое растение

5. Корневище – это…

А) видоизменённый стебель

Б) видоизменённые листья

В) видоизменённые корни

Г) видоизменённый побег

6. Папоротники размножаются …

А) только спорами

Б) только вегетативно

В) только семенами

Г) спорами и вегетативно

7 . После оплодотворения у папоротников образуется — …

8 . Для оплодотворения папоротникам необходима …

В) энергия солнца

Г) бактериальная клетка

Часть Б. Соотнесите растение с характерной для неё приметой (за каждое правильное соотношение 1 балл)

А) напоминает небольшую ёлочку, боковые веточки отходят от узлов мутовчато;

Б) корневище является видоизменённым стеблем, листья – ваи;

В) небольшое растение около 20 см в высоту, функцию корней выполняют ризоиды;

Всего: 11 баллов

После выполнения тестовых заданий проводится самопроверка, самоанализ и коррекция знаний (слайд 12)

Очень важным в сельскохозяйственном значении является водный папоротник Азолла. Его широко используют на залитых водой рисовых полях. В листьях Азоллы селится цианобактерия анабена, которая может усваивать атмосферный азот, недоступный высшим растениям. Как, по вашему мнению, этот папоротник помогает получать на одном поле 3 – 4 урожая риса в год?

7. Дополнительная информация

Учитель предлагает ученикам познакомиться с дополнительной информацией о разнообразии папоротниковидных (слайд 13 – 15)

8. Рефлексия и подведение итогов

Беседа с учениками. Самоанализ усвоения новой темы

9. Подведение итогов и сообщение домашнего задания

§ 42 (1 – 6 баллов) (слайд 16, 17)

Вопросы (ст. 128) 1 – 4 (7 баллов)

Вопросы (ст. 128) 5 (8 – 9 баллов)

Сообщение “Папоротники занесённые в Красную книгу РБ” (10 баллов)

  • Тарасенко Татьяна СвятославовнаНаписать 8981 29.03.2014

Номер материала: 46858032921

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!

    29.03.2014 986
    29.03.2014 1144
    29.03.2014 477
    29.03.2014 4906
    29.03.2014 437
    29.03.2014 3717
    29.03.2014 1301

Не нашли то что искали?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Цветы для бордюров многолетние
Чтобы обособить и подчеркнуть клумбу или дорожку используют многолетние цветы для бордюров. Обрамление создается шириной до 50 см – этот...
Хризантемы легенды и поверья
Об этом цветке существует множество легенд. Хризантему считают «царицей осени» потому, что она сочетает в себе легкий холодок зимней и...
Хризантемы многолетние размножение черенками
Размножение хризантем организуют несколькими способами. Черенкование считается наиболее эффективным методом получить новые кусты. Об особенностях размножения хризантем и пойдет речь...
Цветы для благополучия и счастья в доме
Испокон веков люди следят за происходящими вокруг них событиями, проницательные замечают и запоминают регулярно повторяющиеся случайности. Впоследствии они находят отражение...
Adblock detector