Состав почвы что делаем вывод

Состав почвы что делаем вывод

Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой зем­ли. (Верхний слой земли называют почвой.)

Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

— Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

— О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

— Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

Вывод? (В почве есть вода.)

— Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверхуглина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

Это горит перегной, который образовался из остатков расте­ний и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной — гумус.)

— Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необхо­димые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

ПОЧВА

— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От коли­чества перегноя.)

Для активизации мышления детей и осознанности знаний, получаемых на уроке, закладывается вместе с учениками до урока опыт: «В большую банку поместить с почвой 5-7 дождевых червей, засыпать почву, и на поверхность почвы положить остатки листьев, травинки. Пронаблюдать, как черви «очистят» почву. Выяснить роль дождевых червей в почвообразовании.

На уроке, после того, как дети самостоятельно определят наличие в почве воздуха (надо дать им мелкие и крупные комочки, чтобы они пронаблюдали, где больше воздуха). Задаем вопросы: «Почему деревья чахнут, если под ними вытаптывают почву?», «Почему в засуху приходится хуже тем растениям, вокруг которых почва сильно уплотнена?» Демонстрируем опыт: «Берем две трубочки или пробирки разного диаметра — в первой почву сильно уплотнить, а во второй оставить рыхлой. Опускаем одним концом в стакан с водой, наблюдаем, где вода будет быстрее подниматься». Этот опыт не только объясняет, что в рыхлой почве вода быстрее поднимается к корням растений, но и позволяет понять такое свойство почвы как капиллярность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8305 — | 7929 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Тема. Почва. Состав почвы.

Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва».

Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учебе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии и поставленной задачей и условиями ее реализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», 4 класс, стаканы для практической работы, салфетки, бинт, презентация, документ-камера, электронный микроскоп, рабочий лист (индивидуальный), почвы, глина, песок.

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1 .В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Читайте также:  Бетонные септики для частного дома

Пусть наш урок состоится.

Мобилизация внимания на плодотворную работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость.

2. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько разных баночек, стаканов, микроскоп, документ-камера.

Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?

Класс: 3

Цели:

  • Образовательные:
  • формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
  • Развивающие:
    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
    • Воспитательные:
      • прививать интерес к учебному предмету;
      • воспитывать организованность;
      • прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
      • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
      • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер,
        ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».

        Литература:

        1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
        2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель»
        3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»

        1. Организационный момент

        – Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

        2. Проверка домашнего задания

        – Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».

        К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану (Приложение 3)

        План:

        1. Название.
        2. Свойства.
        3. Способ добычи.
        4. Значение, применение.
        5. Добывается ли в нашем крае.

        3. Объявление темы урока. Введение в тему

        1) – Посмотрите внимательно и скажите:
        – Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
        – Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
        Приложение 1, слайд 5
        2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
        – О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
        Приложение 1, слайд 6
        3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
        Приложение 1, слайд 7
        4) – Вспомните сказку “Репка”
        – Где выросла репка? (В земле)
        – Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
        – Земля, на которой растут растения, называется – почва.
        – Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
        – Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
        – А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)
        Приложение 1
        , слайд 8
        Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
        – Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
        Приложение 1, слайд 9
        – В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
        – Это объекты какой природы? (неживой природы)
        Приложение 1, слайд 10
        – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
        – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
        – Сделайте вывод:
        – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
        – Но что такое почва? Из чего состоит?

        4. Изучение нового материала

        – Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.

        – Что такое почва?
        – Найдите определение в тексте. (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)
        – Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения)
        – Что такое перегной? (Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.)
        – Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)
        Приложение 1, слайд 12
        – Из каких слов оно состоит?
        – Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
        – Почему же почва плодородна?
        (Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)
        Приложение 1
        , слайд 13

        Читайте также:  Машина из шишек и пластилина

        5. Практическая работа

        – Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы?
        – Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
        – Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
        – Что же мы будем исследовать?
        – Задача сегодняшнего урока:“Исследование почвы”

        – Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
        – Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
        – Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.

        1. Названия предмета исследования …
        2. Цвет …
        3. Слой земли …
        4. Состав …

        почва

        – Заполните 1 строку листа наблюдений
        Приложение 1, слайд 15
        – Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
        – Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
        – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
        – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
        Приложение 1, слайд 16
        – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
        – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
        – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
        Приложение 1, слайд 17

        Опыт 1.

        – Выполняем по очереди!
        – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
        – Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
        – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
        Приложение 1, слайд 18
        – Запишите в таблице (воздух)
        Приложение 1, слайд 19
        – Воздух помогает корням растений дышать.
        – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

        Опыт 2.

        – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
        – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
        – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
        – Сделайте вывод. (В почве есть вода)
        Приложение 1, слайд 20
        – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
        Приложение 1, слайд 21

        Опыт 3.

        – А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
        – Какая стала вода? (Мутная).
        – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
        – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
        – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
        Приложение 1, слайд 22
        – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
        – Глина хорошо удерживает воду.
        Приложение 1, слайд 23

        Опыт 4.

        – Следующий опыт вам продемонстрирую я.
        – Нагреем немного почвы над огнем.
        – Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
        – Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
        – Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
        – Что доказал этот опыт?
        – Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
        Вывод: в почве содержится перегной.
        Приложение 1, слайд 24
        – Запишите в таблицу.
        Приложение 1, слайд 25
        Круговорот веществ
        Приложение 1, слайд 26
        – Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.

        Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

        Читайте также:  Отличие квашеной капусты от соленой

        – Какой вывод сделаем?
        – Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
        Приложение 1, слайд 27
        – Запишите в таблицу. слайд 28

        (Дети представляют и изображают, что происходило с растением)

        Приложение 1, слайд 29

        1. Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
        2. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.
        3. Весной солнышко согрело землю.
        4. Семя отогрелось (распрямиться)
        5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
        6. И оно начало расти (подняли руки)
        7. Появились корешки у семени (потопали ножками)
        8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
        9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
        10. Появлялись всё новые и новые листочки.
        11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
        12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
        13. Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.
        14. Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
        15. Но вот наступила осень.
        16. На месте цветка образовались семена
        17. Растение сбросило их в почву.
        18. Теперь они будут ждать новой весны.

        Игра на внимание

        – Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
        – Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

        (Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)

        – Докажем, что в почве есть минеральные соли.

        Опыт 5.

        – Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
        – Поместим несколько капель воды на стекло.
        – Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
        – Как называется этот процесс? (испарение)
        – Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
        – Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
        – Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
        – Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
        Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
        Приложение 1, слайд 30
        Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
        Приложение 1, слайд 31

        6. Сообщение о Докучаеве

        – Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
        – Докучаев говорил, что почва дороже золота.
        – Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
        – Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)

        1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
        2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)
        3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
        4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
        5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
        6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
        7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

        – Какое слово у нас образовалось?
        – Да, плодородие. Запишите.
        Это главное свойство почвы.

        8. Итог урока

        – Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
        – Из чего состоит почва?
        – Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

        Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.
        Приложение 1, слайд 33
        – Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
        – Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

        Ссылка на основную публикацию
        Сосновые шишки против инсульта
        При обширном поражении клеток головного мозга необходимо проведение реанимационных мер, иначе пациент умрет. Помогают при лечении народные средства, например, при...
        Сорт ежевики лох тей
        Ежевику, как и ее родственницу — малину, любят все. Каждый садовод мечтает посадить и вырастить у себя на участке такую...
        Сорт и гибрид в чем разница
        Многие садоводы, как начинающие, так и опытные знают что такое сорт, знают, что сорта плодовых, ягодных или овощных культур могут...
        Состав алоэ мед водка
        Такое растение, как алоэ, известно многим. Практически в каждом доме есть этот колючий, но очень полезный помощник. Особые свойства алоэ...
        Adblock detector