Условия прорастания семян таблица

Условия прорастания семян таблица

Покой

Образовавшееся семя, как правило, прорастает не сразу. Сначала оно находится в покое. Покой семян может быть связан:

  • с отсутствием условий для прорастания;
  • с недоразвитием зародыша;
  • с наличием веществ, тормозящих прорастание.

Для прорастания семян необходимы определённые условия.

Главными условиями являются:

  • вода;
  • воздух;
  • достаточное количество тепла.

Вода является стартовым условием. Содержание её в покоящихся семенах не превышает 14%.

Температура роста у каждого вида своя. Клевер прорастает уже при +1 градусов по Цельсию, дыня – при +15.

Условия прорастания семян разъясним при помощи таблицы

Условие

Как влияет

Активизирует рост и разлагает сложные запасные вещества

Активизирует все химические реакции, в том числе, идущие в семени

Любая живая клетка нуждается в кислороде для дыхания

Некоторые растения прорастают только в темноте, некоторые только на свету

Запасные питательные вещества

Питают зародыш до начала у него фотосинтеза

Глубина заделки семян

Соответствует количеству запасных веществ, чем крупнее семя, тем глубже оно может заделываться в почву

Влияние света отмечено у небольшого числа видов. Многие растения способны прорастать и на свету, и в темноте.

Начало прорастания

Начинается прорастание с поглощения воды. Вода проникает в семя через специальное отверстие в кожуре, которое называется микропилем. Семя набухает.

Рис. 1. Набухшие семена.

Сложные запасные вещества разлагаются до более простых, пригодных для питания зародыша.

При прорастании семена оказывают сильное давление на окружающие предметы. Известны случаи, когда набухшие семена разрывали корпуса затонувших кораблей.

Появление корня

Первым семя покидает зародышевый корешок.

Это необходимо для закрепления растения в почве и перехода к самостоятельному почвенному питанию.

Эндосперм постепенно сморщивается, его вещества расходуются на рост корешка.

Рис. 2. Появление зародышевого корешка.

Корешок выходит через микропиле или разрывает семенную кожуру.

Корень всегда стремится вниз. Если проросшее семя в почве перевернуть, направив корень вверх, то он снова повернёт вглубь.

Появление проростка

Корень растёт, от главного корня отходят боковые. Теперь, когда всё семя может опереться на корни, оно выносится вверх растущим стеблем. Стебель, в отличие от корня, стремится к свету.

Семядоли, которые являются первой парой листьев, могут подниматься над землёй, или оставаться в почве.

Рис. 3. Стадии прорастания семени.

Заканчивается прорастание с переходом растения на потребление солнечной энергии.

Сроки прорастания

Время прорастания семян различно и зависит от:

  • температуры;
  • качества семени;
  • вида растения;
  • количества запасных питательных веществ.

У большинства растений сроки прорастания – от 3 до 22 дней.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили какие структуры семени принимают участие в прорастании. Это зародыш и запасные вещества эндосперма или семядолей. Мы выучили условия и этапы прорастания семян: набухание семени, выход корешка, образование проростка. Этапы прорастания общие для всех растений. Влияние условий у разных видов несколько различается.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 242.

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Покой
  2. Начало прорастания
  3. Появление корня
  4. Появление проростка
  5. Сроки прорастания
  6. Что мы узнали?

Бонус

    Тест по теме
  • Минеральное питание растений
  • Дыхание растений Прорастание семян
  • Способы размножения растений
  • Дыхание
  • Размножение голосеменных растений
  • Жизненный цикл голосеменных
  • Вегетативное размножение покрытосеменных растений
  • Бесполое размножение у растений
  • Половое размножение покрытосеменных растений

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Алина Сайбель 513
  2. 2. SirFantomas SirFantomas 346
  3. 3. Ангелина Араскина 321
  4. 4. Сулейман Гурдов 270
  5. 5. Юлия Гнездилова 256
  6. 6. Федор Базаров 237
  7. 7. Надежда Бабкина 176
  8. 8. Pola Listik 165
  9. 9. Альгис Милюс 124
  10. 10. Елизавета Мельникова 108
  1. 1. Мария Николаевна 11,030
  2. 2. Liza 10,095
  3. 3. Лариса Самодурова 9,840
  4. 4. TorkMen 8,996
  5. 5. Влад Лубенков 8,905
  6. 6. Кристина Волосочева 8,895
  7. 7. Лиса 8,865
  8. 8. Ekaterina 8,846
  9. 9. Вячеслав 8,820
  10. 10. Юлия Бронникова 8,600

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Скачать:

Вложение Размер
plan-_konspekt.docx 28.61 КБ
prorastanie_semyan.ppt 2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.
  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Семена фасоли, гороха, риса. тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, прорастания семян»,таблицы: «строение семян однодольных и двудольных растений»

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «условия, необходимые для прорастания семян »

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

А как дать жизнь семени, какие условия необходимы для прорастания семян и является темой сегодняшнего урока. Записываем тему урока в тетрадь: «Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян».

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка .

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый , полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие , так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие — прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Цель нашего исследования — «Изучение условий прорастания семян»

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Читайте также:  Вольер для павлинов фото

Из эксперимента можно сделать вывод , что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?

Ответ: Вода, воздух и тепло.

Вопрос: Как называются эти факторы?

Ответ: Это факторы неживой природы .т.е .абиотические факторы.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли этих факторов для прорастания семян?

3.Давайте исследуем влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. .

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем, в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. .

4. Давайте исследуем как влияет глубина заделки семян в почву.

Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

Глубина заделки зависит от:

1. размера семени:

А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.

Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы

В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.

Работа учащихся с текстом параграфа №38, стр.185

Самые мелкие семена имеют орхидеи. Длина семени орхидеи – не больше 1 мм, 1 млн. семян орхидеи весит меньше 28 г. Величина семени никоим образом не влияет на размеры растения, которое из него вырастет: орхидеи вырастают более крупными, чем другие, у которых семена крупнее. А огромное красное дерево начинает свою жизнь с крошечного семени длиной не более 1,6 миллиметра.

2. качества почвы .

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Давайте исследуем как влияет свет на прорастание семян.

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету, так и в темноте.

Из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, ( семена подсолнечника), т. к. она не пропускает свет.

Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный , клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака.

6.Учитель делает вывод о том, какие условия необходимы для прорастания семян.

Запись учащимися в тетради схемы слайда.

7. Вопрос: Объясните значение поговорки: « Один день год кормит»

Чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Вопрос: Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. «Почему?»

В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что приводит к гибели семян.

В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром.

Агротехника посева имеет большое значение: необходимость знать сроки посева семян, рыхление почвы перед посевом, свойства почвы.

Растения дают нам жизнь

Об этом знают даже дети,

Но как же появляются

Растения на свете?

Вырастают они из семян

Что мы видели с вами не раз

Но почему, спросите вы,

Не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост

Найдете в книге вы:

«Для прорастания семян

И первое, конечно же,

Наличие воды, а во-вторых, тепло

Будь хоть зима, хоть лето

И воздух, чей состав так сложен

Для прорастания им нужен.

И если все это сложить

Солнце, воздух и вода

Немного времени, немного времени

И с вами, увидим, как из семя

Такой знакомый человеку

Зеленый маленький листочек

Покажет тоненькую ручку,

Как листики с кленовых почек.

Учитель: Итак, для прорастания семян необходимы: вода, воздух, тепло, питательные вещества семени, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубину заделки семян, которая зависит от размера семян и свойств почвы.

Вопросы к учащимся:

Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление?

Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Что на уроке было интересным?

Что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Закрепление полученных знаний на уроке

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143

Подведение итогов урока: учитель подводит итоги работы, оценивает активно работающих на уроке учащихся.

Комментарии оценок, выставление оценок в дневники учащихся.

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5- 11 кл.- второе издание, стереотип.- М.:Дрофа, 2011. Вариант 3. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин и др. 6 класс Бактерии. Грибы. Растения. «Дрофа», 2011. – стр.124 – 130.
  2. В. В. Пасечник. Биология (бактерии, грибы, растения) учебник для 6 кл. М.: «Дрофа», 2011.
  3. В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко Биология (бактерии, грибы, растения) рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология» 6 класс

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТЕМА УРОКА: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Презентацию подготовила: Учитель биологии МОУ «СОШ № 67» Кировского района г.Саратова Щекотурова Ю.С.

Цели урока: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где?

Задачи: -Развивать понятия о значении зародыша семени. -Вырабатывать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснению результатов.

Задачи урока: 1. Образовательные Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме. Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян. 2. Развивающие Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их. Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний. Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3. Воспитательные Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Растения – основные поставщики кислорода для дыхания всех живых существ

Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию

Растения – источники ценных питательных веществ, пища для гетеротрофов

Растения – источники ценных питательных веществ, пища для гетеротрофов

ТЕМА УРОКА: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка .

ПРОБЛЕМА: Как получить здоровый, крепкий и полноценный проросток?

Этапы прорастания семян: 1 этап – Поглощение воды. 2 этап – Набухание семян. 3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток. 4 этап – Появление корешка. 5 этап – Появление зародышевого побега.

Читайте также:  Трава мелисса полезные свойства и противопоказания

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Условия, необходимые для прорастания семян .

Лабораторная работа: Условия, необходимые для прорастания семян Цель исследования: Изучение условий прорастания семян

Цель: -Показать роль семени в индивидуальном развитии растений. -Дать понятие об условиях прорастания семян, росте и развитии проростка. -Продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации .

Предположим, что семенам для прорастания необходимы: тепло вода и воздух свет почва пища

Сухие семена Семена, залитые водой без доступа воздуха Семена, смоченные водой и обеспечены воздухом Необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Спустя пять дней после закладки опыта Семена остались в прежнем состоянии Семена погибли без доступа воздуха Семена проросли

Влияние температурных условий на прорастание семян Семена, которые будут помещены в тепло Семена, которые будут помещены в прохладные условия

Семена, проращенные в тепле Семена, начавшие прорастать в холоде Спустя пять дней после закладки опыта

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян. Полноценные семена с двумя семядолями Семена с удаленной одной семядолей

Спустя пять дней после закладки опыта Проращенные семена с двумя семядолями Проращенные семена с одной семядолей

Спустя восемь дней после закладки опыта Проросток, появившийся из семени с двумя семядолями Проросток, появившийся из семени с одной семядолей

Влияние глубины заделки семян на прорастание Семя тыквы, посаженное по правилам заделки семян на глубину до трех сантиметров Семя тыквы, посаженное в почву глубже, чем требуют правила

Проростки тыквы, появившиеся после посадки ее семян в почву на разную глубину Спустя пять дней после закладки опыта Спустя семь дней после закладки опыта Спустя десять дней после закладки опыта

Семена овса, проращенные в темноте Семена овса, проращенные на свету Влияние света на прорастание семян

Условия прорастания семян Запасные питательные вещества, содержащиеся в семени Температурные условия Вода и воздух Соблюдение светового режима Глубина заделки в почву

Устройство современного элеватора

Выберите правильные суждения

ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 — + + — + + — + + —

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация подготовлена для урока природоведения по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс.

Разработка урока, проведенного в рамках областного семинара.

Разработка внеурочного занятия.

Данный урок посвящён теме: Рост и развитие растений 6 класс по Сонину.

Материал "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей".

Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе.

Разделы: Биология

Класс: 6

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Элементы осваиваемых компетенций

    формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;
  • обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.

Оборудование: информационные листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация, набор семян, таблицы, картинки "Удивительное рядом", DVD диск "Условия прорастания семян", магнитофон, телевизор.

План урока

Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!"
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун

1. "Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока — покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

(демонстрация слайда 3) Почему семя — зачаток нового растения? (беседа).

2. Тесты: выберите правильные утверждения.

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)

(Ученики работают в тетради, если не уверены в ответе цифру обводят кружочком).

Учитель: возникли у вас трудности, вопросы? В ходе сегодняшнего урока мы ответим на все вопросы.

Нам предстоит заполнить схемы:

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

— Выяснить каковы этапы прорастания семян?

Для работы сформированы группы. Каждая группа заранее получила задания и с помощью опытов, получив определенный результат, сделать вывод о роли определенного фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав информацию, учащиеся каждой группы объясняют значение определенного фактора в прорастании семян. Делают записи в тетрадях, обсуждают проблемные вопросы, делают вывод.

1. Условия прорастания семян.

Рассказ учителя. Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя — время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки. Демонстрация опытов по определению всхожести семян. (СЛАЙД 4)

— Что такое прорастание? (СДАЙД 5)

Основная функция семян — распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян — процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.

— Какое семя прорастет? (СЛАЙД 6)

(На рисунке заштрихованы погибшие части семени).

— Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

— Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

ВЫВОД: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

(Ученики других групп после просмотра фильма рецензируют выводы первой группы)

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. (СЛАЙД 7)

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет II группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один — налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой — набухли, но не проросли.

ВЫВОД: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли. (СЛАЙД 7) Демонстрация фильма и рецензирование вывода.

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет III группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую — в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. Демонстрация фильма и обсуждение вывода.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева. (СЛАЙД 8)

Читайте также:  Комнатная роза пожелтели листья

Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске. Демонстрация (СЛАЙДА 9)

— Это важные условия необходимые для прорастания семян.

— Как вы думаете, будут ли влиять еще какие-либо факторы на прорастания семян?

Влияние глубины заделки семян в почву. Демонстрация фильма и обсуждение. (СЛАЙД 10)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров — на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой — влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

(СДАЙД 11). Распредели глубину заделки семян.

(Ученикам на столе предложены семена, которые необходимо классифицировать по глубине заделки в почву).

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Демонстрация фильма и его обсуждение с учениками.

Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Влияние света на прорастание семян.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету.

Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

— Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

  1. Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.
  2. Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Также агротехника посева имеет большое значение.

  • Необходимо знать сроки посева семян.
  • Глубина заделки семян разных размеров.
  • Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.
  • Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.
  • Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

2. Этапы прорастания семян.

Типы прорастания семян. Работа со схемой на доске и СЛАЙДОМ 13.

Различают два типа прорастания — подземное и надземное. Чем отличаются? Какой тип прорастания более совершенен и почему?

Вывод делают ученики:

Надземное прорастание — семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное — семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник).

СЛАЙД 14. При прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а через почву, как таран, пробивается первый лист, защищая почку от повреждений.

Вывод: подземное считается более совершенным, так как обеспечивает защиту от поедания животными, вытаптываний, колебаний температур и других неблагоприятных факторов.

Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны при посеве заделываться глубок, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

1. Тесты, которые были предложены в начале урока. СЛАЙД 15.

Ученики распределяют в таблице цифры вопросов в три колонки на информационных листах. Что Вам было уже известно? Какая информация была для вас новой? С чем вы не согласны? Что оказалось наиболее важным? Что необходимо запомнить?

2. Синквейн и стихотворение учеников.

3. Работа с презентацией: (СЛАЙДЫ 16 по 20).

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии — ботанику — науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 16). Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд 17).

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов — животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена (слайд 18, 19).

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен бережно относиться к природе (слайд 20).

4. Дифференцированные задания.

1 и 2 уровень:

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:

А) появление семядолей и стебелька с почечкой

Б) появление зеленых листочков

В) появление корешка

Г) сбрасывание семядолей

Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы: А 1-3; А 2 — 3; А 3 — 1; А 4 — 2; А 5 — 3; А 6 — 4; В 1 — ДВАБГ; С 1 — фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

3 уровень:

Творческие задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий.

3. Вы — агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные — меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже.

4. Различают два типа прорастания семян: надземный — семядоли выносятся на поверхность почвы и подземный — семядоли остаются в почве. А) какой тип прорастания семян более совершенен и почему? Б) Учитывают ли особенности прорастания семян при возделывании растений? Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и других. Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

5. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

6. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

Взаимопроверка 1 и 2 уровня. Выставление оценок

5. СЛАЙД 21. Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок к Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой, уходя сегодня с урока?

6 . Домашнее задание параграф 38, записи в тетради. Дополнительно: кроссворд, составить тесты по п. 38.

Литература.

  1. Н.Ф. Бодрова "Изучение курса "Растения. Грибы. Лишайники" — Воронеж, 2008
  2. Н.И. Галушкова "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" — Волгоград, 2007
  3. Д.И. Трайтак "Книга для чтения по биологии. Растения" — М.: Просвещение, 1996
  4. С.Н. Лебедев "Уроки биологии с применением информационных технологий" — М.: Глобус, 2009
  5. С.Л. Островский "Как сделать презентацию" Первое сентября, 2010
  6. А.В. Хуторской "Ключевые компетенции на уроках естественнонаучного цикла" — М.: ЦДО "Эйдос" 2009
  7. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии"
Ссылка на основную публикацию
Украшение из яиц фото пошагово
Самую простую ромашку можно сделать, если тонко настрогать яичный белок, уложить его в виде ромашки, а серединку посыпать тертым желтком....
Тыквенные семечки от аденомы простаты
Все чаще люди обращаются к методам лечения нетрадиционной медицины для лечения различных заболеваний. Такие средства помогут повысить ослабленный иммунитет, который...
Тыквенный сок в домашних условиях рецепт
Тыквенный сок богат микроэлементами и витаминами, поэтому его полезно пить в зимний период и детям, и взрослым. Этот напиток не...
Украшение ногтей бульонками фото
Удивительные штучки, эти бульонки… Маленькие шарики, а способны создавать такие разные эффекты в нейл-арте: от игривого подросткового маникюра до стильного...
Adblock detector